ЭТО НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ
БЕЗРАБОТИЦА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В человеческой истории понятие безработицы зафиксировано давно, хотя в отечественных энциклопедических словарях недавних лет можно прочитать, что явление это свойственно преимущественно современному обществу, живущему по законам рыночной экономики.
Однако еще в античном мире бывали периоды, отмеченные безработицей. Так, во времена Перикла афинская демократия предпринимала меры для борьбы с ее последствиями: вела колонизацию завоеванных земель, осуществляла общественные постройки и т.д. В Средние века цеховые организации помогали странствующим безработным подмастерьям. Однако эти меры или не получали широкого распространения, или были временными, так как никогда безработица не достигала таких масштабов, как в конце XVIII и начале XIX веков, когда в странах Западной Европы окончательно сформировался рынок труда.
Наиболее удачное определение безработицы было дано в Новом энциклопедическом словаре, изданном в Санкт-Петербурге в 1911 году Брокгаузом и Ефроном: «Под безработицей подразумевается обычно такое явление общественно-экономической жизни, когда большее или меньшее число наемных рабочих и близко стоящих к ним по экономическому положению служащих или работающих у себя на дому на капиталиста-предпринимателя мелких ремесленников, не утратив своей трудоспособности и желая работать, не могут найти занятия в соответствии со своими силами, профессиональными познаниями и за соответствующее вознаграждение».
В 1919 году ряд ведущих капиталистических стран официально признал существующие проблемы занятости и наличие такого явления, как безработица, создав Международную организацию труда (МОТ). На первой сессии МОТ была принята Рекомендация №1 по вопросам безработицы. В 1922 году Международной конференцией в Генуе (с участием Советской России) была учреждена особая комиссия по безработице. По заключению комиссии, помимо страхования и оказания пособия безработным, государственным органам надлежало применять ряд мер, в частности:
- систематическое распределение всех работ при посредстве государственных бирж труда и заключение международных договоров, регулирующих распределение труда в международном масштабе (эмиграция и иммиграция);
- расширение общественных работ с привлечением к ним безработных.
Безработица, характерная для капиталистических стран, не обошла и послереволюционную Россию. В крупных городах открылись биржи труда, просуществовавшие до конца тридцатых годов. Именно к этому времени с официальной безработицей было покончено, трудовое посредничество потеряло основной смысл, и этот вид деятельности был прекращен.
Необходимость в трудовом посредничестве, вновь возникшая в середине 60‑х годов, привела к созданию в нашей стране контор (бюро, центров) трудоустройства. В 1967 году их насчитывалось около десятка, в 1974 году – 20. В некоторых крупных городах 20–30% трудоустройства осуществлялось при их посредничестве. Подобные службы были организованы и в Брянской области.
РОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НА БРЯНЩИНЕ
И ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 10 – 20-е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
(по документам Государственного архива Брянской области)
БИРЖА ТРУДА БРЯНСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА
Первые документы, свидетельствующие о работе с безработными гражданами, хранящиеся в Государственном архиве Брянской области (фонд № 2, дело 1274, фонд № 488, опись 1, дело 1274, фонд № 488, опись 1, ед. хран. 23), относятся к 1917 году.
Из доклада Брянской городской управы городской Думе "Об организации биржи труда", 6 сентября 1917 года:
"Новое Правительство с первых же дней революции наряду со всеми спешными реформами признало необходимым как можно быстрее организовать рынок труда и в спешном порядке открыть биржи… По плану Министерства труда вся страна разделяется на пятнадцать областей (включая Сибирь и Туркестан). В каждой из них открывается областная биржа труда. В настоящее время уже открыты и интенсивно работают Московская областная биржа труда, Ростовская, Полтавская и другие.
Областные биржи будут объединять местные биржи труда и регулировать рынок в своей области. Вслед за открытием местных городских бирж будут организованы с участием земств и ближайшие к ним районы. Впоследствии будет открыта Всероссийская центральная биржа труда, которая будет регулировать всероссийский рынок.
Местные биржи труда, согласно закону, должны учреждаться городскими общественными управлениями и земскими учреждениями в поселениях с числом жителей не менее 50000... Руководящим органом местной биржи является паритетный комитет, составляющийся из равного количества представителей рабочих и предпринимательских организаций под председательством лица по положению своему нейтрального (ни рабочий, ни хозяин), избираемого местным самоуправлением.
Биржа труда распространяет свою деятельность на все виды труда. Услуги ее бесплатны. Биржа труда прекращает свою деятельность в отношении к тем предприятиям, в которых происходит стачка или локаут (нейтральность биржи)...
Брянская городская биржа на первое время, пока разовьется работа и будет организован ближайший район (Мальцовский и друг.), может ограничиться небольшим штатом: заведующий, регистратор и служащий. Прилагаемая при сем смета Брянской биржи труда исчисляется на четыре месяца с 1 сентября 1917 года по 1 января 1918 года в сумме рублей 7700.
Городская Управа предлагает Думе:
1. Утвердить Устав Брянской биржи труда.
2. Поручить городской Управе организовать паритетный комитет по управлению биржи в составе по 5 человек от рабочих и предпринимателей, председателя комитета и заведующего биржей, последнего с совещательным голосом.
3. Поручить городской Управе совместно с комитетом биржи организовать и открыть биржу труда...".
Из письма Брянского городского головы Н.И. Губина в Брянскую уездную земскую управу:
"Центральный совет профессиональных союзов г. Брянска и его окрестностей заявлением от 11 сентября 1917 года за №32 уведомил Городскую Управу, что 8 сентября районное совещание представителей от всех профессиональных союзов г.Брянска, Бежицкого и Мальцовского районов по вопросам организации бирж труда на основании закона, изданного Временным Правительством, после детального и всестороннего обсуждения данного вопроса, постановило открыть в г.Брянске районную биржу труда, которая будет обслуживать весь Брянский уезд, для чего постановлено открыть ряд регистрационных и корреспондентских пунктов на местах в промышленных пунктах уезда: Бежица, Мальцовские заводы и др.".
Как следует из документов Московской областной биржи труда, которая руководила деятельностью Брянской биржи, город Брянск считался "самым крупным промышленным центром Орловской и Калужской губерний". Брянский же промышленный район включал в себя "Брянский уезд Орловской губернии и часть Жиздринского уезда Калужской губернии, насчитывающий в своих пределах в настоящее время до 25 (не считая мелких предприятий, например: лесопилен и проч.) заводов и фабрик с общим количеством рабочих и служащих до 35000 человек". А потому Московская областная биржа труда предложила включить в зону действия биржи труда и корреспондентских (регистрационных) пунктов Брянского промышленного района города Жиздру, Мценск, Волхов, Карачев. Однако, документы говорят о том, что практические действия биржи труда Брянского промышленного района в 1917-18 годах осуществлялись в Брянске, в Бежице, где работало отделение биржи труда, в Радице, где находился центральный регистрационный пункт для Мальцовского района (регистрационные пункты имелись в Цементном, Дятькове, Людинове, Песочне, Хотькове).
Деятельность биржи труда осуществлялась на основе Устава биржи, принятого на основе "Примерного нормального Устава биржи труда, выработанного Московской областной биржей труда". Среди положений Устава:
"Цель биржи труда - широкое и планомерно действующее посредничество при найме между рабочими и вообще нуждающимися в заработке лицами с одной стороны, предпринимателями и вообще всякого рода нанимателями - с другой.
Биржа труда управляется комитетом, членами которого состоят представители от предпринимателей и рабочих, по пяти человек с каждой стороны. К членам комитета избираются кандидаты. Все члены, а также кандидаты избираются на год. Председатель комитета и его заместитель избираются комитетом по соглашению сторон и утверждаются городской думой. Непосредственное ведение всех дел биржи осуществляет заведующий биржей.
Биржа труда распространяет свою деятельность на все виды труда, услуги ее бесплатны для обеих сторон. Биржа собирает и дает возможно подробные сведения о характере работы, но не рекомендует и не берет на себя ответственность за личные качества обслуживаемых ею рабочих и предпринимателей.
Биржа труда приостанавливает свою деятельность в отношении тех предприятий или отраслей промышленности, в коих происходят стачки или локаут, на все время продолжения таковых.
Биржа труда может участвовать в составлении договоров, заключаемых между рабочими и предпринимателями, и следит за соответствием заключаемых на бирже сделок рабочему законодательству.
Биржа труда разрабатывает общие мероприятия по трудовому сотрудничеству и борьбе с безработицей и обслуживает безработных устройством читален и библиотек, дешевых столовых и чайных, гостиниц и ночлежных домов, организацией бесплатных развлечений, бесплатной юридической помощи, оказанием дорожной помощи и пр.
Биржа труда организует статистику рабочего рынка и производит специальные статистические обследования рынка труда".
13 декабря 1917 года "Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" опубликовала "Положение о страховании на случай безработицы". На основании этого документа все наниматели рабочей силы были обязаны вносить не менее 3 % суммы, которую они выплачивали в качестве заработной платы, в местные кассы безработных. Из этих взносов создавался единый всероссийский фонд безработных. Его средства шли на пособия по безработице. К ноябрю 1918 года кассы безработных были созданы во всех губернских городах, большинстве уездных промышленных пунктов России. В это время насчитывалось свыше 150 касс безработных. Для контроля за исполнением законов о социальном страховании в каждой губернии создавались страховые советы.
Действие этого Положения распространялось "на всех лиц без различия пола и возраста, занятых по найму во всех отраслях труда, независимо от характера работ, а также от того, у кого они работают по найму: государственных, частных, общественных учреждений или у частных лиц". Оно не распространялось лишь на тех, у кого регулярный заработок превышал трехкратный средний заработок рабочих данной местности, устанавливаемый местными или областными советами профессиональных союзов.
Положение определяло, что безработным может считаться "всякое трудоспособное лицо, главным источником существования которого является работа по найму, не имеющее возможности найти работу за установленную соответствующими профессиональными союзами норму вознаграждения, а при их отсутствии - биржей труда, и зарегистрированное в местных биржах труда...".
Безработными не могли, исходя из Положения, быть признаны лица, лишившиеся работы без утраты заработка; лица, лишившиеся заработка вследствие забастовки, пока она продолжается; лица, которые по определению местной кассы безработных или уполномоченного ею органа, оставили работу без уважительных причин. "Наличность и продолжительность безработицы устанавливается местной кассой безработных через биржи труда и профессиональные союзы".
Было определено, что средства для обеспечения безработных страховыми пособиями образуются от отчисления на это соответственной части прогрессивного налога на доходы, имущество и наследство. До введения этого налога средства образуются из взносов нанимателей, которые вносятся в местные кассы безработных и образуют единый Всероссийский фонд безработных.
Размер взносов нанимателей в фонд безработных устанавливался в процентах к заработной плате - не менее 3 процентов, а для сезонных нанимателей минимум взносов устанавливался в размере 5 процентов. Взносы должны были уплачиваться в местную кассу безработных в недельный срок со дня выплаты зарплаты. Невнесенные в указанный срок деньги взыскивались с нанимателей в порядке взысканий по бесспорным казенным требованиям, причем с нанимателей взыскивается в пользу фонда безработных пеня в размере 10 процентов в месяц с невнесенной в срок суммы, считая неполный месяц за полный.
Пособие безработному выдавалось в размере средней поденно заработанной платы по данной местности, но не выше, чем был его действительный заработок. Безработный пользовался правом на пособие, начиная с четвертого дня безработицы.
Согласно документу, местные кассы безработных учреждались немедленно в каждом имеющем свыше 20000 жителей городе или поселении, "в прочих местностях" учреждались кассы, охватывающие своей деятельностью определенный территориальный район.

ХРОНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1991 – 2011 ГОДАХ
19 апреля 1991 года. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР", который определил правовую основу работы государственной службы занятости населения.
23 июля 1991 года. Исполнительный комитет Брянского областного Совета народных депутатов принял решение № 315 "О создании в области государственной службы занятости населения". На базе областного центра по трудоустройству, переобучению и профориентации населения были созданы управление по занятости населения облисполкома и 32 центра (бюро) занятости населения. Они действовали на основе "Временного положения о государственной службе занятости населения Брянской области" и "Временного положения о государственном фонде занятости населения Брянской области".
В ходе выполнения данного решения была сформирована структура областной службы занятости населения, подобраны кадры, приобретены помещения и автотранспорт для управления и центров (бюро) занятости населения в городах и районах области.
На начальном этапе (1992–1996 годы) приобретены помещения для 13 центров занятости населения и 41 единица автотранспортной техники, в том числе 33 легковых автомобиля, гаражный комплекс для хранения и ремонта автотранспорта областной службы занятости населения. В нем проведено переоборудование помещений, установлены специальный подъемник и автомойка. В целях создания учебно-материальной базы учебного центра было приобретено 8 грузовых и специальных автомобилей.
Служба занятости населения Брянской области продолжала свое становление и выстраивала отношения с социальными партнерами. Так, 20 августа 1991 года совместным постановлением исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов и президиума совета федерации профсоюзов области № 368 в целях выработки согласованных решений в области политики занятости населения области создан областной координационный комитет содействия занятости населения, в состав которого вошли: представители областной Думы, федерации профсоюзов области, ассоциации промышленных и коммерческих предприятий, областного отделения Всероссийского общества инвалидов, руководители комитетов и управлений областной администрации (по экономической политике, делам молодежи, социальным вопросам, образования), представители миграционной службы, областного комитета государственной статистики и другие. В 1992 году комитеты содействия занятости населения были созданы и утверждены в каждом районе области.
В 1992 году уровень регистрируемой безработицы составлял 0,7 процента, а напряженность на рынке труда, или число безработных граждан, претендующих на одну вакансию, была довольно высокой – 7,6 человек.
Поэтому служба занятости населения активно развернула работу сразу по нескольким направлениям. В течение 1992 года за услугами в сфере занятости населения обратились более 24 тысяч жителей региона. Найти новое рабочее место при содействии службы занятости за второй год существования службы год смогли 9868 человек. Участвовали в общественных работах 780 безработных и ищущих работу граждан. На профессиональное обучение были направлены 534 человека. Безработными по итогам 1992 года были признаны 7495 жителей области.
С 1992 года начата работа по созданию автоматизированной справочно-информационной системы службы занятости населения области. Приобретено 105 единиц компьютерной техники, которая была установлена во всех отделах управления, в центре профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в территориальном учебном центре и в 28 из 32 центрах занятости населения. Одновременно шла работа по обучению специалистов службы занятости работе с персональным компьютером и пользовательскими программами. При управлении, а затем и в территориальном учебном центре оборудованы специальные учебные классы. В течение 1992 года стационарные курсы обучения прошли 79 специалистов службы занятости населения.

В период с 1992 по 1995 годы специалистами отдела автоматизированных систем совместно со специалистами отдела обеспечения занятости и социальной защиты населения и сводно-экономического отдела управления разработаны первые базовые программы для службы занятости "Учет граждан, обратившихся в службу занятости", "Учет вакансий рабочих мест", "Учет граждан, высвобождаемых с предприятий", "Сбор средств в Государственный фонд занятости населения", "Статистическая отчетность", "Бухучет" и другие. Первоначально эти программы внедрялись в Бежицком, Стародубском, Клинцовском, Унечском, Дятьковском и районах и г. Сельцо.
21 февраля 1992 года в целях организации в Брянской области единой системы профессиональной ориентации учащейся молодежи и высвобождаемого населения, постановлением главы администрации области № 57 на базе центра профессиональной ориентации молодежи Фокинского района г. Брянска создан Брянский областной центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

24 февраля 1992 года в связи с прекращением полномочий исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов, его отделов и управлений, в соответствии с Указом Президента РСФСР от 10 ноября 1991 года № 187 "О Министерстве труда и занятости РСФСР", на базе бывших управления по занятости населения и отдела труда и занятости облисполкома постановлением главы администрации области № 67 образовано управление труда и занятости населения администрации области.
12 марта 1992 года постановлением главы администрации области № 95 "Вопросы управления труда и занятости населения администрации Брянской области" утверждена структура управления. На базе отделов по труду и социальным вопросам горрайисполкомов и городских, районных центров (бюро) занятости населения организованы городские и районные отделы по труду и занятости населения.
Начало 1992 года. Разработана и принята первая областная Программа занятости населения Брянской области на 1992 год. В ее разработке приняли участие не только работники службы занятости населения, но и специалисты экономических служб администрации области, городов и районов, предприятий и организаций, органов госстатистики, отделов образования.
Всего за 20 лет службой занятости населения было разработано 14 Программ содействия занятости населения Брянской области, не считая участия в разработке отраслевых, целевых, ведомственных и других программ, разработка которых была связана с конкретной категорией граждан или группой населения. До 1998 года программы разрабатывались на один год, далее их разработка осуществлялась на два и три года.
Март 1992 года. Вышел первый номер информационного бюллетеня управления труда и занятости населения администрации Брянской области "Вестник. Труд и занятость", отпечатанный в редакционно-издательском комплексе управления. На протяжении 20 лет информационный бюллетень знакомит читателей с изменениями в законодательстве о занятости населения, другими нормативными правовыми актами по вопросам занятости населения. На его страницах публикуются разъяснения и консультации специалистов службы занятости населения, информация для населения и работодателей о положении на областном рынке труда, сведения о вакансиях на предприятиях и в организациях. Большое внимание на страницах «Вестника» уделяется профориентации и профессиональному обучению безработных граждан, публикуется перечень профессий и специальностей, пользующихся спросом на рынке труда.
12 мая 1992 года Правительство Российской Федерации в целях реализации Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР" и обеспечения гарантий социальной защиты и материальной поддержки граждан постановлением № 314 "Об организации общественных работ" определило меры для правительств республик в составе Российской Федерации, органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований по предложениям органов государственной службы занятости населения по организации общественных работ с участием безработных граждан.
17 ноября 1992 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 723 "О мерах по социальной поддержке безработных граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" постановлением Правительства Российской Федерации № 877 утверждено "Положение о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице".
9 декабря 1992 года постановлением главы администрации области № 341 в структуре управления был создан территориальный учебный центр для профессионального обучения безработных. Создаются его филиалы в Клинцах, Унече и Суземке.
По итогам 1993 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,5 процента. Безработными по итогам года были признаны более 18 тысяч жителей Брянской области. Интерес к услугам службы занятости населения возрастал. Так, в течение года за содействием в поиске подходящей работы обратились более 28 тысяч жителей региона. Найти новое рабочее место при содействии службы занятости за 1993 год смогли свыше 11 тысяч человек. К профессиональному обучению приступили более полутора тысяч жителей Брянской области.
22 апреля 1993 года управлением труда и занятости населения администрации Брянской области в помещении Брянского государственного цирка организована и проведена первая ярмарка вакансий рабочих профессий, должностей инженерно-технических работников и служащих.
8 июня 1993 года. Верховный Совет Российской Федерации утвердил "Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации", определив тем самым финансовую основу деятельности государственной службы занятости. Согласно Положению Государственный фонд занятости населения являлся самостоятельной финансовой системой по реализации политики занятости и эффективной деятельности государственной службы занятости и представлял собой совокупность федеральной части Фонда занятости и фондов занятости, формируемых в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях и городах и районах. Формирование Государственного фонда занятости населения Брянской области осуществлялось в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан.
5 августа 1993 года при управлении труда и занятости населения администрации Брянской области создан "Клуб ищущих работу" для оказания безработным гражданам помощи в приобретении навыков поиска работы, поведения на рынке труда и предоставления им практической возможности реализовать полученные навыки. Далее в целях оказания помощи и психологической поддержки безработным женщинам, расширения возможностей их занятости создается "Центр деловых женщин". Организуются курсы "Новый старт", которые стали одной из специальных программ службы занятости населения, предназначенной для помощи гражданам, длительное время не работавшим, вернуться на работу. В рамках программы "Новый старт" организуются специальные собеседования с безработными гражданами, разрабатываются планы, иногда отдельно под каждого конкретного клиента службы занятости, направленные на возвращение их к трудовой деятельности. Постепенно программы социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" внедряются и действуют во всех 32 районах области.
23 ноября 1993 года в целях совершенствования работы центров занятости населения по приему обращающихся граждан, регистрации в целях поиска подходящей работы и оказания им содействия в трудоустройстве приказом Федеральной службы занятости России № 142 утвержден "Временный порядок работы районных и городских центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве".
16 декабря 1993 года Указом Президента Российской Федерации №2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" утверждено соответствующее Положение, в соответствии с которым на государственные органы службы занятости населения возложена выдача заключений о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы.
1992–1993 годы. Создана учебная база службы занятости населения, которая вошла в единую систему профориентации, первоначального обучения, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, в которую первоначально вошли собственный территориальный учебный центр, центр профориентации и психологической поддержки с привлечением государственных и негосударственных структур, учебных баз предприятий и организаций. Данная система позволяла вести обучение безработных граждан по 100 профессиям.
В 1994–1995 годах на фоне относительно благополучной ситуации на рынке труда по итогам 1993 года напряженность на рынке труда заметно возросла. Уровень безработицы на конец 1994 года составлял 3,7%, численность безработных граждан составила 26,9 тыс. человек, напряженность на рынке труда достигла 32,9 граждан, претендующих на одну вакансию. По итогам 1995 года количество безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения области, составило 32266 человек, то есть увеличилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 25 тысяч человек, уровень безработицы возрос до 4,9%.
Количество обращений в службу занятости населения в 1994 году превысило 60 тысяч, в 1995 году за услугами службы занятости обратились 66842 жителя области, причем большинство (51715 человек) обратились за содействием в трудоустройстве. Нашли работу или доходное занятие при содействии службы занятости в 1995 году более 22,5 тыс. человек.
22 ноября 1994 года приказом Федеральной службы занятости России утверждено "Положение об организации временной занятости безработной молодежи — "Молодежная практика".
В январе 1995 года в Брянске прошел межрегиональный семинар руководителей и специалистов служб занятости населения Брянской, Калужской, Орловской и Смоленской областей на тему "Нормативные и законодательные акты по профессиональному обучению безработных граждан и незанятого населения в деятельности служб занятости, организация опережающего профессионального обучения граждан в условиях массового высвобождения". Рассмотрены вопросы повышения качества, увеличения объемов профессионального обучения и трудоустройства граждан, прошедших обучение. Подведены промежуточные итоги работы единой системы профессиональной ориентации и обучения безработных граждан в регионах.
1 апреля 1995 года постановлением администрации области № 105/1 от 28 марта 1995 года управление труда и занятости было реорганизовано и разделено на управление труда администрации области и департамент федеральной службы занятости России по Брянской области.
1992–1995 годы. Организована и проведена подготовка специалистов службы занятости населения области на базе Брянского государственного педагогического университета по специальностям педагог-психолог и практический психолог.
С 1996 года начата комплексная автоматизация центров занятости населения и отделов департамента. Автоматизировано практически каждое рабочее место — установлено компьютерное оборудование и программное обеспечение по специфике работы специалистов службы занятости населения. В департаменте установлена и запущена в эксплуатацию локальная компьютерная сеть. Начинается внедрение прикладных, информационно-правовых и сетевых программ. Полностью компьютеризирован бухгалтерский учет департамента. В работу департамента внедрена программа "Делопроизводство".
21 марта 1996 года принят Закон Брянской области № 12‑З "О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Брянской области для лиц, особо нуждающихся в социальной защите". Далее Законом Брянской области от 16 марта 1998 г. № 10‑З настоящий Закон признан утратившим силу с момента вступления в силу указанного Закона.
14 августа 1996 года Указом Президента Российской Федерации № 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" на базе упраздняемых Министерства социальной защиты Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России образовано Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
19 сентября 1997 года постановлением администрации Брянской области № 384 "Об утверждении основных направлений развития государственной системы профориентации и психологической поддержки населения на территории Брянской области" определены мероприятия ежегодной областной акции "Выбор", которая направлена на содействие формированию профессиональных намерений школьников с учетом личностных особенностей и потребностей рынка труда.
10 февраля 1998 года постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации №5 утвержден "Порядок работы территориальных органов по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
16 марта 1998 года принят Закон Брянской области № 10-З "О занятости населения в Брянской области", который определил правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан, проживающих на территории Брянской области, на труд и социальную защиту от безработицы. Далее Законом Брянской области от 11 февраля 2002 г. № 6-З признан утратившим силу.
19 марта 1999 года приказом Минтруда России № 67-рк департамент федеральной службы занятости населения по Брянской области путем включения в его состав подведомственных ему территориальных, районных и городских отделов занятости населения реорганизован в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Брянской области.
1 мая 1999 года Федеральный закон Российской Федерации № 90-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год" (статья 4) установил, что государственным служащим, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах службы занятости, денежное содержание выплачивается за счет средств Фонда занятости впредь до принятия решения о финансировании указанных расходов за счет средств федерального бюджета. С этого момента деятельность службы занятости населения стала осуществляться с учетом требований Федерального закона от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации".
11 сентября 2000 года приказом Минтруда России № 1000/9‑рк в ходе реализации приказа Минтруда России от 1 сентября 2000 года № 217 "О мероприятиях по проведению реорганизации территориальных органов службы занятости населения" Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Брянской области реорганизован путем выделения из его состава отделов в городах и районах с образованием на базе выделенных отделов государственных учреждений – городских и районных центров занятости населения.
3 октября 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации № 747 утверждено Положение о лицензировании деятельности по содействию занятости населения, которое возлагало на территориальные органы по вопросам занятости населения участие в принятии решения о выдаче лицензии юридическим лицам для оказания услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения.
1 января 2001 года в связи с ликвидацией Государственного фонда занятости населения (Федеральный закон № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательный акты Российской Федерации") в истории службы занятости начинается новый этап развития, который связан с условиями финансирования, существенно изменившими организационное обеспечение государственной политики в области занятости населения.
С начала 2001 года создается единая комплексная компьютерная система службы занятости населения. Осуществляется установка локальных компьютерных сетей в центрах занятости населения. Компьютерные системы Департамента и центров занятости населения связываются в единое целое. В работу службы занятости населения внедряется система модемной связи и электронной почты. Для получения деловой информации и ведения межтерриториального банка вакансий активно используется Интернет. Внедряются формы представления статистической, бухгалтерской и ведомственной отчетности в Министерство труда в электронном виде. Создаются единые базы данных центров занятости по работе с гражданами, состоящими на учете. Осуществляется внедрение программного комплекса "1С: Бухгалтерия".
16 февраля 2001 года приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 21 утверждено "Положение о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета". Положением были определены основные направления деятельности органов по вопросам занятости населения и расходованию средств на указанные мероприятия путем предоставления частичной компенсации органами службы занятости населения за выполнение работ (услуг) в рамках мероприятий по содействию занятости населения. Размер частичной компенсации за счет средств федерального бюджета по отдельным мероприятиям мог составлять до 100%.
25 марта 2002 года приказом Министерства труда и социального развития и Министерства финансов Российской Федерации № 57/21н утверждено "Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета". Положением был определен порядок финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке беззаботных граждан, состоящих на учете в органах федеральной государственной службы занятости населения, путем оказания поддержки их доходов на период участия в мероприятиях.
2003 год. В целях создания условий для наиболее полной и успешной самореализации граждан, ищущих работу, обеспечения их эффективной занятости, повышения качества услуг, предоставляемых службой занятости, внедрена "Технология оценки профессиональной компетентности безработных граждан". Сегодня данная технология успешно используется профконсультантами во всех районах области.
Разработана и внедрена в практику работы областной службы занятости населения технология "Профилирование безработных граждан", направленная на дифференцированный подход на ранней стадии безработицы к различным социально-психологическим группам безработных.
2004 год. Впервые в практике работы службы занятости населения применен метод открытого дистанционного обучения, основу которого составляли самостоятельные занятия граждан по специально разработанным учебным пособиям на бумажных и электронных носителях с использованием информационных обучающих программ на лазерных дисках. Данный метод нашел очень широкое применение для территорий области с ограниченной транспортной доступностью и позволил обучать граждан выбранной ими специальности по удобному для каждого расписанию и в индивидуальном темпе. Кроме того, метод позволил совмещать процесс обучения с процессом поиска работы.
1 января 2004 года. Одной из функций службы занятости населения стала реализация Федерального закона от 25.07.2002 г. № 113 "Об альтернативной гражданской службе". На Департамент ФГСЗН по Брянской области возложен контроль по организации и прохождению гражданами альтернативной гражданской службы на территории Брянской области.
12 марта 2004 года. В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 9 марта № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднены ряд министерств и ведомств, в том числе Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации. Этими же указами образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Главный принцип указа № 314 — это создание трехуровневой структуры федеральных органов исполнительной власти — министерства, службы и агентства, где:
федеральные министерства вырабатывают государственную политику, издают нормативные акты, координируют деятельность федеральных служб и агентств, которые находятся в ведении министерства;
федеральные службы выполняют роль стража правоприменения законов и нормативных актов правительства и министерств. При этом служба не может осуществлять правовое регулирование в сфере своей деятельности, а может лишь издавать "индивидуальные правовые акты" во исполнение законодательства и министерских директив;
федеральные агентства выполняют функции по оказанию государственных услуг, ведению реестров, регистров, кадастров и т.д. Агентство, так же как и служба, не вправе вести нормативно-правовое регулирование в своей сфере.
20 мая 2004 года Указом Президента Российской Федерации № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в состав которой вошла Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд).
6 апреля 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации № 156 определены вопросы Федеральной службы по труду и занятости. Данным постановлением установлено, что Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.
27 мая 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации № 252 "О некоторых вопросах организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости и Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" территориальные органы упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации переданы Федеральной службе по труду и занятости.
Июнь 2004 года. Начато внедрение всероссийского программно-технологического комплекса "Катарсис", применение которого вывело работу службы занятости населения на новый организационный и технологический уровень.
30 июня 2004 года постановлением Правительства РФ № 321 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
1 июля 2004 года совместным приказом ликвидационной комиссии Минтруда России и Федеральной службы по труду и занятости № 186/1/4 определены мероприятия, касающиеся сокращения численности или штата работников территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения.
Таким образом, в 2004 году начата административная реформа федеральных органов исполнительной власти, которая внесла не только существенные изменения в структуру органов службы занятости населения, но и в их функции.
14 февраля 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации № 73 "О финансовом обеспечении расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств, на территориальные органы Роструда по вопросам занятости населения возложены обязанности по обеспечению данных выплат.
1 апреля 2005 года приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 февраля 2005 года № 24 Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Брянской области переименован в Управление федеральной государственной службы занятости населения по Брянской области.
29 июля 2005 года приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 485 утверждено "Положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан". Положением установлен порядок финансового обеспечения обязательств Российской Федерации по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.
1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Статья 1 данного закона с 1 января 2007 года предусматривает передачу отдельных полномочий Российской Федерации по содействию занятости населения ее субъектам.
В 2006–2008 годах для организации и проведения работы по реализации основных положений концепции Административной реформы в Российской Федерации Федеральной службой по труду и занятости были разработаны административные регламенты оказания государственных услуг. Основной целью внедрения административных регламентов для службы занятости области стало повышение эффективности деятельности, качества, прозрачности и доступности государственных услуг.
В 2007 году управлением государственной службы занятости населения Брянской области в условиях дефицита средств субвенции принимаются меры по приведению помещений государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) в соответствие с требованиями административных регламентов.
С ноября 2007 года действует интернет-сайт управления государственной службы занятости населения Брянской области, являющийся оперативным и качественным каналом информации.
С октября 2009 года действует обновленная версия интернет-портала службы занятости населения Брянской области, содержащая информацию о полном спектре услуг, предоставляемых службой занятости населения, и порядке их предоставления, перечень учебных заведений области, где можно получить новую специальность, как принять участие в программах, реализуемых службой занятости, и т.д.
Новый интернет-сайт позволяет обновлять информацию о вакансиях непосредственно из базы данных ПТК «Катарсис», что повышает оперативность работы. Структура сайта построена таким образом, что его разделы адресованы определенным категориям клиентов службы занятости, что облегчает поиск нужной информации. На новом интернет-портале созданы страницы центров занятости населения, где размещены информация о режиме работы и предоставляемых государственных услугах, контактные данные.
С января 2008 года служба занятости населения Брянской области начинает автоматизацию работы. В соответствии с требованиями законодательства о занятости населения в части ведения регистров получателей государственных услуг, введения в эксплуатацию новых программных продуктов службой занятости производится приобретение новой компьютерной техники.
20 марта 2008 года в целях реализации положений пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" постановлением администрации Брянской области № 249 управление государственной службы занятости населения Брянской области наделено полномочиями по осуществлению контроля в области содействия занятости населения на территории Брянской области.
В течение 2008 года в 11 центрах занятости населения Брянской области (4 районных отделах г. Брянска, Брянского, Жуковского, Карачевского, Новозыбковского, Стародубского районов, гг. Дятьково и Клинцы) были установлены автоматизированные информационные киоски, оснащенные современным программным обеспечением. В базе этих «электронных справочников» содержатся сведения о вакансиях по Брянской области, о расположении, графике приема и контактных телефонах органов службы занятости, другая актуальная и полезная информация в сфере занятости и защиты трудовых прав граждан. Удобная система навигации и просмотра позволяет быстро получить нужные сведения. Сегодня электронные информационные киоски есть в каждом центре занятости населения области.
В октябре 2008 г. рынок труда Брянской области стал ощущать на себе негативное влияние финансово-экономического кризиса. В целях дополнительной поддержки и защиты граждан, вынуждено потерявших работу, увольняемых или находящихся под риском увольнения в связи с кризисными явлениями в экономике области, разработана Программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2009 год), которая была утверждена постановлением администрации Брянской области от 12.01.2009 № 6, одобрена Межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда Правительства Российской Федерации и рекомендована к исполнению.
16 января 2009 года Федеральная служба по труду и занятости открыла информационный портал «Работа в России».
Основное назначение портала – способствовать снижению напряженности на рынке труда за счет повышения информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.
Служба занятости населения Брянской области активно включилась в работу по своевременному информационному пополнению портала. Раздел «Поиск работы» содержит данные о вакантных рабочих местах по Брянской области. В разделе «Поиск работника» размещена информация о жителях Брянской области, обратившихся в органы службы занятости населения и изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность вне территории постоянного проживания.
3 февраля 2009 года постановлением администрации Брянской области № 72 управление государственной службы занятости населения определено уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда на 2009 год, и ответственным за реализацию мероприятий.
10 февраля 2009 года в администрации Брянской области Губернатор Н.В. Денин подписал соглашение с руководителем Федеральной службы по труду и занятости Ю.В. Герцием. Соглашение предполагало получение Брянской областью субсидии на реализацию мер, предусмотренных программой дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Брянская область одной из первых выступила с этой инициативой и стала седьмым по счету субъектом Российской Федерации, с которым было подписано подобное соглашение.
Основной целью программы являлось обеспечение дополнительной эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу, уволенных или находящихся под риском увольнения, в связи с кризисными явлениями в экономике области, повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Кроме того, программа дала возможность работодателям сохранить кадровый потенциал, а работникам – свое рабочее место.
11 февраля 2009 года постановлением администрации Брянской области №100 утверждены Положения: об организации опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения; об организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; о порядке расходования и учета средств, выделенных на реализацию программы реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Брянской области (2009 год). Данные положения определяют порядок организации и финансирования мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области.
11 февраля 2009 года в Хрустальном зале областной администрации состоялось выездное совещание с руководителями субъектов, входящих в Центральный федеральный округ, которое провел руководитель Федеральной службы по труду и занятости Ю.В. Герций. Участники совещания обсудили экстренные меры, принимаемые правительством по снижению напряженности на рынке труда, поделились своими планами и рассказали о принимаемых мерах по минимизации последствий кризиса на рынке труда.
12 февраля 2009 года в Хрустальном зале Брянской областной администрации руководитель Роструда Ю.В. Герций провел совещание с руководителями территориальных органов Роструда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, и органов по труду субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ.
10 апреля 2009 года представителей СМИ г. Брянска и Брянской области впервые принимали в собственном пресс-центре управления государственной службы занятости населения Брянской области на пресс-конференции начальника управления Л.Г. Буравцовой. Встреча «на собственной территории» прошла в особенно теплой и дружественной обстановке. В пресс-конференции приняли участие представители 15 средств массовой информации.
В 2009 году в связи с увеличением объема работы и в целях сохранения уровня полноты и качества оказания государственных услуг в области содействия занятости населения управлением ГСЗН Брянской области было принято решение о расширении штатной численности государственных учреждений службы занятости населения с 1 июля 2009 года. В результате коллективы 23 центров занятости населения пополнились 41 новым сотрудником.
С 1 июля 2009 года для работников центров занятости населения введена новая система оплаты труда в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 29 июня 2009 года № 651 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений – центров занятости населения».
Переход на новую систему оплаты труда позволил выделять наиболее эффективно и инициативно работающих специалистов путем установления размера стимулирующих выплат.
22 декабря 2009 года постановлением администрации Брянской области №1400 утверждена Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда (2010 год) в целях дополнительной поддержки и защиты граждан, вынуждено потерявших работу, увольняемых или находящихся под риском увольнения в связи с кризисными явлениями в экономике области.
14 января 2010 года постановлением администрации Брянской области №10 управление государственной службы занятости населения определено уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда на 2010 год, и ответственным за реализацию мероприятий.
В январе 2010 года заключено Соглашение о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области, на 2010 год между Федеральной службой по труду и занятости и администрацией Брянской области.
20 января 2010 года постановлением администрации Брянской области №32 утверждены Положения: об организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения; об организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу; о стажировке выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; о содействии самозанятости безработных граждан и стимулирования создания гражданами, получившими безвозмездную субсидию, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; о содействии трудоустройству инвалидов; о порядке финансирования, расходования и учета средств, выделенных на реализацию программы, направленной на снижение напряженности на рынке труда в Брянской области (2010 год). Данные положения определяют порядок организации и финансирования мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области.

4 марта 2010 года Законом Брянской области № 14-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области" организациям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников.
С марта 2010 года в Брянской области действуют мобильные центры занятости населения – микроавтобусы, оснащенные всем необходимым для работы специалистов, в том числе современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, позволяющие оказывать информационные и консультационные государственные услуги в сфере занятости населения в выездном порядке.
Первая партия из шести мобильных центров занятости была передана в феврале 2010 года пяти районным центрам занятости населения Брянской области и центру занятости населения города Брянска. В октябре 2010 г. Федеральная служба по труду и занятости выделила Брянской области еще девять автомашин, ключи от новых «мобильных офисов» были переданы директорам центров занятости населения городов Брянска, Дятьково; Брянского, Гордеевского, Климовского, Красногорского, Комаричского, Почепского, Мглинского районов.

5 мая 2010 года постановлением администрации Брянской области № 434 утверждено Положение о порядке создания (выделения) специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов, которым определены требования, предъявляемые к специальным рабочим местам, а также условия и порядок их создания.
3 июля 2010 года по инициативе управления государственной службы занятости населения Брянской области внесены изменения в Закон Брянской области от 15 июня 2007 года № 88-З "Об административных правонарушениях на территории Брянской области" в части привлечения работодателей к административной ответственности за нарушение установленного законодательством Брянской области порядка создания специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
5 октября 2010 года постановлением администрации Брянской области № 1003 в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" определено создать с 1 января 2011 года государственные казенные учреждения службы занятости населения Брянской области путем изменения типа бюджетных учреждений центров занятости населения.
24-25 ноября 2010 года в г. Брюсселе (Бельгия) состоялась выставка «Европейская занятость 2010», участие в которой с собственным стендом приняла делегация Федеральной службы по труду и занятости в составе советника руководителя И.П. Мильхиной и начальника отдела международного сотрудничества О.И. Корчемкиной, а также руководителей органов государственной службы занятости населения Ивановской, Брянской, в лице начальника управления государственной службы занятости населения Л.Г. Буравцовой, Астраханской и Белгородской областей Российской Федерации. Возглавлял делегацию руководитель Роструда
Ю.В. Герций.
На выставке под общей эгидой инвестирования в человеческий капитал, как главный двигатель прогресса в посткризисный период, были представлены более пятидесяти организаций ведущих европейских стран, таких, как Германия, Бельгия, Великобритания, Франция, Финляндия, Чехия, Дания и др. с информацией о последних наработках и возможностях в области стратегий, систем и методик содействия занятости населения.
Российский стенд вызвал живой интерес у участников выставки, ими были отмечены значительные успехи и эффективность антикризисных мер в Российской Федерации, в частности, в связи с выделением государством значительного объема финансирования на реализацию антикризисных программ.
С 1 января 2012 года в связи с изменениями в Законе "О занятости населения в Российской Федерации" полномочия в содействии занятости населения полностью переданы субъектам Российской Федерации.
Со 2 июля 2012 года управление государственной службы занятости населения Брянской области переименовано в управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области с наделением функциями по проведению единой государственной политики в сфере труда, охраны труда, трудовых и иных связанных с ними отношений.
Переименование произведено в целях создания оптимальных условий для исполнения полномочий в сфере труда и занятости Брянской области, в соответствии с постановлениями администрации области от 10 апреля 2012 года № 321 "О переименовании управления государственной службы занятости населения Брянской области", от 11 апреля 2012 года № 324 "Об утверждении структуры и штатного расписания управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области" (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации области от 29.06.2012 № 592).

Совещание в Правительстве Брянской области, посвященное итогам работы областной службы по труду и занятости населения за 2015 год и задачам на 2016 год.
|
|
|
|
|
|